Добавил(а) Казанцев К.А., Казаков А.Ю.
Опубликовано в журнале Управление компанией. 2004. №11.
|
Планированию в бывшем СССР всегда уделялось большое внимание: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение плана. Однако с распадом Союза прежнее планирование оказалось никому не нужным, методики были забыты, а плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов.
Десятилетие рыночной экономики подтвердило ошибочность утверждения, что при рынке план не нужен. Наоборот, чем больше рынка, тем больше должно быть планов и тем большую роль приобретает планирование [8]. В последнее время термин планирование сменяется более специализированным иностранным термином "бюджетирование". Под бюджетированием понимается управленческая технология финансового планирования, которая позволяет контролировать и анализировать планируемые и получаемые финансовые показатели [1].
Строительство, как немногие отрасли экономики, в силу длительного инвестиционного цикла, немыслимо без планирования в целом, и бюджетирования в частности. Бюджетирование в строительстве - сложная вещь, потому что необходимо учитывать многие факторы, такие как:
Можно отметить следующие основные требования, предъявляемые к разработке бюджетов строительных организаций:
При планировании строительной деятельности предприятия должны использовать следующие инструменты планирования - составление сетевого графика работ и календарное планирование ресурсов.
Сетевой график работ - это инструмент, используемый для планирования, составления расписания и мониторинга хода выполнения работ. Сетевой график отражает операции, которые необходимо выполнить, логическую последовательность и взаимозависимость этих операций, а также, в большинстве случаев, время начала и окончания цепочки операций [10].
Календарное планирование ресурсов используется для увязки сроков сетевого графика с ограниченным наличием ресурсов у предприятия.
Применение календарного планирования позволяет:
Учитывая сложность и важность бюджетирования для строительных организаций, очевидно, что без применения современных информационных технологий и специальных программ обойтись просто невозможно.
Программное решение для бюджетирования строительных организаций должно включать в себя следующие модули:
В настоящее время типовых комплексных решений, содержащих все три модуля, по мнению авторов, не существует. Имеются отдельные программные продукты, обеспечивающие некоторую функциональность двух из трех модулей. Это могут быть, например, бюджетирование и бухгалтерский учет, не имеющие при этом связи со сметной документацией; или сметная программа и программа для ведения бухгалтерского учета (например, возможность выгрузки из сметной программы WinАВеРС в "1С: Бухгалтерию" данных для проведения операций списания материалов), не связанные при этом с бюджетированием.
Что касается собственно систем бюджетирования, на российском рынке сейчас представлено более десятка программных продуктов автоматизации бюджетирования. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и размерами предприятия, на котором могут работать.
Из западных систем на российском рынке наиболее известны:
Из отечественных продуктов выделяются:
В последние годы решения российских компаний, предлагающих собственные автоматизированные системы бюджетирования, по своей функциональности приблизились к западным аналогам. Кроме того, отечественные системы обычно отличаются более низкой ценой и лучшей интегрированностью с другими российскими пакетами, в первую очередь с бухгалтерскими программами.
Выбор автоматизированной системы бюджетирования для предприятия весьма важен и довольно сложен, и, как правило, включает в себя оценку имеющихся на рынке программных продуктов для ведения бюджетирования по приблизительно следующим критериям:
Для предприятия можно предложить три варианта решения задачи бюджетирования (финансового планирования) строительной деятельности:
1) "жить" без планирования или "планировать на коленке";
2) разработать механизм и автоматизированную программу для планирования самостоятельно;
3) осуществить постановку планирования совместно с опытными консультантами.
Первый вариант, или вариант осуществления деятельности совсем без планирования, или "планирования на коленке" подходит для небольших организаций, где имеющейся информации хватает для управления работой предприятия в целом, если при этом руководство обладает талантом определения одного из оптимальных вариантов развития ситуации. В этом случае осуществление деятельности предприятия напрямую зависит от конкретного человека, и, если с этим человеком что-то случится, бизнес может оказаться под угрозой краха.
С ростом и развитием бизнеса ситуация становится менее управляемой, количество вариантов развития событий многократно увеличивается, руководству становится сложно предвидеть оптимальный вариант развития событий, поэтому основным способом повышения управляемости организации в данной ситуации считается внедрение автоматизированной системы бюджетирования.
Второй вариант предусматривает внедрение автоматизированной системы бюджетирования силами самого предприятия. Данный вариант выбирается обычно для минимизации денежных средств на внедрение. При этом не всегда учитывается, что на освоение технологии работы в программе и собственно технологии планирования может уйти довольно много времени (и средств), поэтому такие внедрения длятся годами. Кроме этого затраты на внедрение собственными силами являются недооцененными, нередко не учитываются оплата труда персонала, отвлеченного от выполнения своих прямых обязанностей, амортизация компьютеров, аренда помещения, расходы по найму дополнительного персонала и проч. Поэтому затраты на внедрение автоматизированной системы собственными силами соизмеримы с затратами на внедрение с привлечением сторонних консультантов.
Третий вариант предполагает внедрение автоматизированной системы планирования с привлечением консультантов со стороны. Отличительной особенностью данного варианта является выигрыш времени, потому что сторонние консультанты, во-первых, являются экспертами в предметной области и обычно имеют наготове четкую последовательность действий по внедрению; во-вторых, консультанты являются нацеленными на проект, они не отвлекаются на исполнение прочих обязанностей (как сотрудники предприятия, своими силами внедряющего у себя систему планирования); в-третьих, со стороны зачастую лучше видно слабые места организации предприятия и проще преодолевать организационные барьеры, существующие на предприятии годами.
Авторы статьи предлагают собственное комплексное решение задачи бюджетирования для строительных организаций. Предлагаемое решение базируется на значимости проектно-сметной документации для планирования деятельности строительной организации.
Собственно бюджетирование может осуществляться практически в любой системе бюджетирования из перечисленного ранее десятка программ (обязательным условием является наличие обмена с другими учетными программами). Например, авторы предлагают осуществлять бюджетирование в программном продукте "Инталев: Корпоративные финансы". По мнению авторов, данная система автоматизации бюджетирования наибольшим образом соответствует требованиям строительных предприятий: программа обладает необходимой функциональностью и относительно невысокой стоимостью, а также тщательно разработанной методикой планирования, позволяет загружать данные из других систем и формировать на основе загруженных данных плановые или фактические бюджеты.
Общая структура программного комплекса:
Описание предлагаемой методики планирования (рис. 1):
Рис. 1. Схема обмена данных
Можно отметить, что предлагаемый программный комплекс позволяет: