Бюджетное управление для строительных организаций в системе Инталев: Корпоративные финансы

Внимание, откроется в новом окне! Печать

Опубликовано в журнале Стройкомплекс Среднего Урала. 2004. №9.

Общий рост экономики России в последние годы способствует росту строительной деятельности. По данным Федеральной службы государственной статистики темпы роста строительства в 2004 году обходят примерно на 10 % аналогичные показатели 2003 года.[1]

Активное развитие новостроя (нового строительства) приводит к тому, что строительные организации вынуждены непрерывно совершенствоваться, увеличение объемов производства обуславливает необходимость модификации старых методик управления производством и применения современных инструментов планирования деятельности.

Строительство, как немногие отрасли экономики, в силу длительного инвестиционного цикла, немыслимо без планирования. Планирование в строительстве - сложная вещь, т.к. необходимо учитывать многие факторы, такие как [2]:

  • Данные проектно-сметной документации;
  • Взаимосвязь между подразделениями;
  • Использование субподрядных организаций;
  • Ограниченность материальных и трудовых ресурсов;
  • Своевременность поставки сырья и материалов.

План должен охватывать все стороны деятельности строительной компании:

  • Производственную;
  • Хозяйственную;
  • Финансовую.

Одним из современных методов финансового планирования является бюджетирование. Под бюджетированием понимается управленческая технология финансового планирования, которая позволяет контролировать и анализировать планируемые и получаемые финансовые показатели [3]. Основным инструментом здесь является бюджет. Под бюджетом понимается финансовый план, в котором все показатели относятся либо к доходной, либо к расходной части.

Бюджет определяет для предприятия основные стратегические направления деятельности, в нём моделируются сценарии развития. Основное отличие системы бюджетирования от Техпромфинплана, применявшегося в бывшем СССР, это рыночная направленность деятельности (в основу положен современный маркетинговый принцип о направленности продукции на покупателя, оценка деятельности осуществляется не только в натуральных показателях, а обязательность применения натурально-стоимостных оценок), и использование современных компьютерных технологий.

При постановке бюджетирования строительной деятельности необходимо учитывать специфические особенности, присущие данной отрасли экономики.

Особенности бюджетирования строительной деятельности

Можно отметить следующие особенности:

  • Планирование затрагивает долгий инвестиционный период (большая продолжительность периода планирования);
  • Жесткая регламентация работ (проектно-сметная документация);
  • Необходимость применения календарных методов планирования;
  • Высокая эффективность применения аналогового планирования.

Большая продолжительность периода планирования

Обычно строительство крупного объекта может длиться довольно долго. Это накладывает свою специфику. Общеизвестно, что чем дольше период планирования, тем выше неопределенность и тем ниже точность плана. Для повышения достоверности планов, сделанных на долгосрочный период, в основном полагаются не на количественные методы, а применяют преимущественно качественные, привлекая авторитетных экспертов.

Жесткая регламентация работ

Планирование строительной деятельности строго регламентировано - на каждый проект (объект) разрабатывается проектно-сметная документация, в котором затраты жестко нормируются (применяются нормативные базы сметных цен и норм). Поэтому для формируемых бюджетов проектно-сметная документация может являться одним из основных источников планирования расходов по статьям и видам выполняемых работ.

Необходимость применения календарных методов планирования

При планировании строительной деятельности предприятия должны использовать следующие инструменты планирования - составление сетевого графика работ и календарное планирование ресурсов.

Сетевой график работ - это инструмент, используемый для планирования, составления расписания и мониторинга хода выполнения работ. Сетевой график отражает операции, которые необходимо выполнить, логическую последовательность и взаимозависимость этих операций, а также, в большинстве случаев, время начала и окончания цепочки операций [3].

Календарное планирование ресурсов используется для увязки сроков сетевого графика с ограниченным наличием ресурсов у предприятия.

Применение календарного планирования позволяет:

  • подсчитать сроки выполнения объектов строительства с учетом наличия ресурсов;
  • выявить приоритеты использования имеющихся ресурсов;
  • определить соответствие имеющихся людских и трудовых ресурсов объемам работ;
  • оценить изменение сроков выполнения строительных работ при несвоевременной поставке ресурсов;
  • определить неэффективное использование ресурсов.

Высокая эффективность применения аналогового планирования при отсутствии нормативной базы по планированию
Несмотря на то, что строительство каждого объекта в целом уникально, многие этапы работ по разным объектам могут совпадать или отличаться незначительно на вычисляемую величину (на определенный процент). Поэтому целесообразно применять так называемое аналоговое планирование. Например, при определении стоимости строительства жилого дома можно воспользоваться информацией о числе квартир в здании, стоимости квадратного метра площади в аналогичном доме, изменив эту величину на некоторый поправочный коэффициент.

Программа автоматизации бюджетирования "Инталев: Корпоративные финансы"

Рынок программного обеспечения в России предлагает более десятка программных продуктов автоматизации бюджетного управления, различающихся как по своим возможностям, так, соответственно, и по цене. По мнению авторов, одним из лучших решений по автоматизации бюджетирования, в том числе по критериям общая стоимость внедрения (стоимость собственно программы + услуги по настройке системы), интеграция с другими программными продуктами, а также возможность гибкого конфигурирования под нужды конкретного предприятия, является система "Инталев: Корпоративные финансы" [3].

О программе Инталев: Корпоративные финансы

Программа питерских разработчиков программного обеспечения, работает на платформе 1С Предприятие 7.7. Позиционируется как система автоматизации бюджетного управления предприятия. Поставляется в локальном и сетевом варианте. Стоимость постановки бюджетирования с применением Инталев Корпоративные финансы для среднего предприятия составляет 12-15 тыс. дол. при сроках внедрения от 1 до 3 месяцев.

Программа является полнофункциональной системой автоматизации управленческого учета, бюджетирования и экономического моделирования.

Планирование в системе "Инталев: Корпоративные финансы" можно осуществлять различными способами:

  • Сверху вниз, когда планы разрабатываются "на местах", и подаются на корректировку и утверждение руководству;
  • Снизу вверх, предполагающим разработку планов отдельным подразделением (например, Планово-Экономическим управлением), затем планы спускаются до конкретных подразделений и при необходимости уточняются;
  • Автоматическими средствами, когда планы формируются по заданному алгоритму на основе уже имеющейся в системе информации;
  • Комбинированный вариант, сочетающий все представленные выше способы.

Занесение плановых данных с применением документа "проформа" является основным инструментом ввода бюджетных операций и предназначен для удобства работы пользователей, не имеющих специальной подготовки в области бюджетного управления.

В программе имеются дополнительные средства упрощения составления бюджетов:

  • Индексное планирование (формирования планов на основе данных предыдущих периодов);
  • Планирование последовательностей взаимосвязанных операций (например, последовательность по оплате труда может быть следующей: начисление заработной платы -> начисление налогов на заработную плату -> оплата налогов и заработной платы);
  • Планирование необходимых объемов закупок под объемы продаж (автоматическое планирование приходов под плановые расходы).

Система позволяет автоматически формировать основные управленческие бюджеты:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР);
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • Бюджет по балансу;
  • а также операционные бюджеты.

Какие же параметры системы "Инталев: Корпоративные финансы" позволяют применять ее для решения задачи бюджетирования строительных организаций (с учетом их особенностей)?

Во-первых, многовариантность планирования. В программе имеется возможность моделировать различные варианты бюджетов по неограниченному числу сценариев с возможностью сравнивать их между собой. Так, при стратегическом планировании обычно применяются оптимистический, пессимистический и реальный сценарии развития, при оперативном планировании используется принцип "скольжения", т.е. утвержденные в стратегическом бюджете цифры при составлении оперативных бюджетов корректируются с учетом достигнутых результатов, изменения целей, а также внешних изменений (например, процентной ставки ЦБ, инфляции, спроса на продукцию и т.п.).

Также имеется возможность копирования сценариев из одного в другой по отдельным показателям, устанавливая поправочный коэффициент. Эта возможность может быть использована в частности для организации аналогового планирования.

Во-вторых, настраиваемый обмен данными. В программе имеется возможность настройки обмена данными с другими программными продуктами. Средства программного языка позволяют обеспечить возможность импорта и экспорта данных в другие программные продукты, например, организовать импорт проектно-сметной документации из сметной программы (например, из "Гранд Смета") или таблиц из MS Excel, а также фактических данных из учетной (бухгалтерской) программы для проведения план-фактного анализа.

В-третьих, возможность выбора способа распределения затрат. В программе предусмотрена гибкая настройка распределения затрат между подразделениями, например, для транспортной службы имеется возможность отнесения затрат на другие подразделения как по финансовым критериям (объем продаж), так и по физическим параметрам (численность персонала, количество машин и т.п.). Также имеется возможность применения методов директ- и стандарт-костинг для экономического анализа деятельности предприятия.

И, наконец, периодичность планирования. Как уже было сказано, строительные предприятия отличаются довольно продолжительным циклом производства, поэтому имеется необходимость составления как стратегических бюджетов, рассчитываемых на 5-7 лет, так и оперативных бюджетов, с периодами планирования месяц, квартал или год. Отметим, что ограничений на период планирования в программе нет, и, если есть необходимость и возможность с приемлемой точностью спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях, то можно планировать хоть на десяток лет вперед.

Другой важный параметр, определяемый в планировании, это шаг планирования. Шаг планирования - устанавливает периодичность, с которой в пределах периода планирования формируются конкретные бюджеты. Программа позволяет формировать бюджеты как с шагом месяц, квартал, год, (например, для бюджета доходов и расходов) так и с более коротким шагом: день, неделя, декада (например, для бюджета по движению денежных средств).

Далее, вниманию читателей предлагается возможная схема организации бюджетного управления с применением программы "Инталев: Корпоративные финансы".

Общая схема организации бюджетирования для строительных организаций в системе Инталев: Корпоративные финансы

Учитывая выделенные особенности бюджетирования строительной деятельности можно предложить следующий программный комплекс, включающий 3 компоненты:

  • Система планирования - "Инталев: Корпоративные финансы" - обеспечивает бюджетирование деятельности и проведение план-фактного анализа.
  • Сметная программа (любая сметная программа, поддерживающая формат выгрузки данных АРПС 1.10, например, "Эрикос: Смета Плюс", WinSmeta или Гранд Смета) - программное решения для подготовки проектно-сметной документации.
  • Бухгалтерская программа (например, "1С: Бухгалтерия" или "1С: Подрядчик строительства") - решение для ведения бухгалтерского и налогового учета для строительных организаций.

На рис.1 представлена укрупненная схема взаимодействия компонентов программного комплекса:

Общая схема организации бюджетирования для строительных организаций в системе "Инталев: Корпоративные финансы"

Рисунок 1 Общая схема организации бюджетирования для строительных организаций в системе "Инталев: Корпоративные финансы"

  • В сметной программе составляется сметная документация по каждому объекту строительства.
  • Данные о прямых затратах (материальных, затрат по оплате труда, по эксплуатации машин и механизмов) по каждому объекту строительства из сметной программы посредством универсального формата обмена данными АРПС выгружаются в программу планирования (выгрузка с применением специальных обработок) для формирования плановых бюджетов.
  • С учетом пообъектных графиков строительства в программе планирования формируются плановые данные по объемам и срокам выполнения работ, накладные расходы, прочие доходы и расходы.
  • В бухгалтерской программе обрабатывается вся первичная документация, формируются финансовые результаты.
  • Фактические данные из бухгалтерской программы выгружаются в программу планирования для формирования отчетов о выполнении плановых показателей.
  • В программе планирования обрабатываются плановые и фактические данные, производится оценка имеющихся ресурсов, определяются сроки выполнения работ, планируются потребности в ресурсах, формируются основные (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу) и вспомогательные бюджеты, календарные планы по строительству (с применением специальных обработок), делается сравнение плана и факта.

Можно отметить, что предлагаемый программный комплекс позволяет:

  • автоматизировать бухгалтерский и управленческий учет в строительных организациях вне зависимости от их формы собственности и видов выполняемых работ;
  • автоматизировать процесс планирования объема работ и расходов на материалы, инструмент, машины и механизмы и т.д. как по каждому объекту строительства, так и по предприятию в целом;
  • формировать все основные и вспомогательные бюджеты;
  • организовать процесс календарного планирования работ и расходов по строительству;
  • привлечь к участию в процессе бюджетирования все структурные подразделения;
  • исключить двойной ввод данных;
  • обеспечить оперативность получения данных.

Бюджетирование строительной деятельности - трудоемкий процесс, и, по мнению авторов, программа Инталев КФ является оптимальным решением для большинства строительных организаций, позволяя организовать планирование и план-фактный анализ производственной деятельности. Имеющиеся в программе возможности позволяют быстро и качественно организовать процесс бюджетирования на предприятии, а также контролировать процесс составления, согласования и утверждения бюджетов.


Список литературы

  1. Ступин И. Кирпичи для рывка // Эксперт. - 2004. - № (20) 421
  2. Казаков А., Казанцев К., Автоматизация бюджетирования для строительных холдингов // Управление компанией, №11 2004
  3. Хруцкий В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В.В.. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2003.