Особенности постановки бюджетного управления в газораспределительных организациях

Особенности постановки бюджетного управления в газораспределительных организациях

Внимание, откроется в новом окне! Печать

Опубликовано в журнале Налоговый навигатор. 2005. №13.

По мере развития и роста российской экономики руководство предприятий все больше стремится повысить эффективность управления деятельностью последних. Повышение эффективности управления напрямую зависит от улучшения качественных характеристик системы планирования на предприятии. На сегодняшний день большинство российских предприятий не имеют четко разработанной и глубоко продуманной системы планирования и контроля выполнения плана, используя при этом созданную своими силами некую смесь устаревших методик и современных технологий планирования. Данный подход имеет следующие недостатки:

  • отсутствие системности в планировании, процесс планирования не работает как единый механизм;
  • отсутствует увязка стратегических и тактических планов;
  • зачастую не учитывается специфика всех бизнес-процессов на предприятии.

Больным местом многих предприятий является организация взаимодействия подразделений и служб в процессе планирования. Например, часто плановому отделу приходится выпрашивать данные из других подразделений, при этом нарушаются сроки составления планов, качество самих планов снижается.

Применение бюджетного управления (бюджетирования) позволяет навести порядок в планировании деятельности предприятия и объединить результаты планирования отдельных подразделений в систему взаимосвязанных бюджетов.

Бюджетирование: цели и задачи

В.Хруцкий дает следующее определение бюджета предприятия - это финансовый план, т.е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно под бюджетированием понимается процесс составления бюджетов предприятия [1].

Основная цель постановки бюджетирования - повышение управляемости бизнеса [2] , при этом решаются следующие задачи:

  • планирование и контроль стратегических планов предприятия;
  • контроль и управление затратами, в т.ч. через установление лимитов использования ресурсов;
  • контроль за состоянием ликвидности предприятия;
  • сравнительный анализ запланированных и полученных результатов;
  • анализ рентабельности (по норме прибыли) отдельных видов продуктов;
  • контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • контроль за доходностью общих активов.


Методика постановки бюджетирования

Анализ современной литературы по вопросам постановки бюджетного управления, а также практика внедрения на конкретных предприятиях, позволяет авторам предложить следующую последовательность этапов постановки бюджетирования [3] :

  1. Анализ имеющейся модели Предприятия;
  2. Формирование финансовой структуры Предприятия;
  3. Формирование бюджетной структуры Предприятия;
  4. Формирование управленческой учетной политики Предприятия;
  5. Постановка бухгалтерского и управленческого учета;
  6. Определение методики планирования и финансово-экономического анализа;
  7. Выбор программы бюджетирования;
  8. Настройка программы по бюджетированию;
  9. Разработка положений по бюджетированию на предприятии, обучение пользователей.

Вместе с тем, многие исследователи отмечают, что постановки бюджетирования уникальна для каждого предприятия [4] . При этом предприятиям из одной отрасли экономики присущи схожие подходы к построению системы бюджетирования (содержание каждого из этапов, состав, последовательность, сроки составления бюджетов). Так, К.Щиборщ [5] выделяет различные подходы к бюджетированию:

  • промышленных предприятий;
  • предприятий торговли;
  • в банковской сфере.

По мнению авторов статьи, предложенная классификация по отраслям экономики не в полной мере является универсальной, и ни один из элементов классификации в полной мере не подходит для газораспределительной отрасли ввиду её специфики. Поэтому можно говорить о необходимости разработки методики бюджетирования для предприятий газораспределительной отрасли.

Специфика газораспределительных организаций

Газораспределительными организациями (ГРО) признаются предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах [6] .

Можно выделить следующие отличительные особенности деятельности газораспределительных организаций:

  • Отсутствие "свободного" рынка газа, наличие лимитов на поставки газа. Высокая степень монополизации газового рынка. Поставка газа предприятиям регулируется договорными отношениями с представителями ООО "Межрегионгаз", объемы потребления газа (устанавливаются т.н. лимиты) согласовываются договорами. За неисполнение условий договора (превышение или недобор лимита) следуют штрафные санкции.
  • Тарифная система ценообразования. Тарифная система ценообразования недостаточно эффективна и не позволяет в должной степени осуществлять всем ГРО безубыточную основную деятельность в соответствии с нормами безопасности при регулируемой норме прибыли. В механизме расчета тарифов не заложен механизм учета территориальной распределенности потребителей газа. Затраты на обслуживание газотранспортного оборудования не пропорциональны доходам, получаемым от различных категорий потребителей газа. В результате крупные потребители газа вынуждены оплачивать за более мелких, промышленность - за население (так называемое перекрестное субсидирование).
  • Применение специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования программы газификации. Специальная надбавка включается в тарифы на транспортировку газа ГРО, и направляется для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства. Программы газификации включают в себя комплекс мероприятий и деятельность, направленные на осуществление перевода потенциальных потребителей на использование газа и поддержание надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей [7] .
  • Несовершенство законодательной базы, регулирующей механизм возмещения убытков от реализации сжиженного газа населению. Реализация сжиженного углеводородного газа населению осуществляется с убытками для предприятия. Это достигается за счет заниженных тарифов на реализацию сжиженного газа населению, устанавливаемых Региональной Энергетической Комиссией. При этом компенсация убытков является неполной, реально возмещается от 40 до 60% суммы убытков.
  • Сезонный характер доходов от реализации сетевого газа при условно-постоянном характере затрат. Специфика газораспределительной деятельности такова, что в осеннее-зимний "пиковый" период объемы реализации газа существенно больше, чем в весеннее-летний период (обычно в 1,5 - 2 раза). В то же самое время расходы на поддержание надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей практически не зависят от времени года.
  • Необходимость учета величины пиковой нагрузки газотранспортного оборудования. Пиковая нагрузка на газопроводы в период в зимний период времени возрастает. Для обеспечения бесперебойных поставок природного гази и увеличения пропускной способности газопроводов с целью компенсации пиковой нагрузки необходимо строительство подземных хранилищ газа.
  • Поступления от компенсации по льготам по законам социальной направленности происходят с отставанием во времени.

Ввиду специфичности деятельности, система бюджетирования для ГРО отличается от применяемых, например, в промышленности. Эти различия касаются в первую очередь бюджетной структуры и финансовых показателей: видов бюджетов, последовательность формирования бюджетов, показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия и т.п.

Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики

А.Афанасьев [8] выделяет следующие основные факторы предприятия, делающие систему бюджетирования каждого предприятия уникальной:

  • ограничения, влияющие на виды деятельности предприятия (производственные мощности, объем продаж и т.п.);
  • вид деятельности;
  • информационные потребности менеджмента;
  • стратегические цели;
  • размер предприятия и система управления.

Используя подход А. Афанасьева, авторы статьи выделяют следующие отличительные особенности процесса бюджетирования различных отраслей экономики (табл.1):

Таблица 1 Отличительные особенности бюджетирования различных отраслей экономики

 

Показатель

Промышленные предприятия

Предприятия торговли

Газораспределительные хозяйства

1 Информация для объема продаж маркетинговые исследования маркетинговые исследования лимиты на поставку газа
технические возможности производства
2 Ограничения, влияющие на деятельность предприятия спрос на продукцию спрос на продукцию лимиты на поставку газа
производственные мощности квалификация персонала величина пиковой нагрузки газотранспортного оборудования
доступность сырья и материалов тарифы на транспортировку газа
квалификация персонала установленные цены на газ для населения
состояние (износ) газопроводов
3 Особенность составления инвестиционного бюджета составляется при наличии чистой прибыли предусмотрен программой газификации, закладывается в спец.надбавке к тарифу
4 Информация для маржинального анализа можно выделить условно-переменные и условно-постоянные расходы условно-переменные расходы выделить сложно, почти все расходы являются условно-постоянными, маржинальный анализ затруднен
5 Используемые методы учета затрат позаказный позаказный попроцессный
попередельный
попроцессный
комбинированный
6 Наличие стадии производства имеется производственная программа, производственный бюджет отсутствует производственный бюджет отсутствует, имеется бюджет эксплутационных расходов

Представленные отличия касаются в основном бюджетной структуры и способствуют разработке отдельной бюджетной модели и комплекса финансовых показателей для газораспределительных организаций.

Бюджетная модель

Под бюджетной моделью понимается совокупность бюджетов предприятия и порядок их составления.

Далее будет приведены отличия составления бюджетной модели для промышленных предприятий и предприятий газораспределительной отрасли.

Бюджетная модель промышленного предприятия

По сравнению с другими отраслями экономики, кругооборот оборотного капитала и основного капитала в промышленности имеет свои особенности, которые определяют основы бюджетирования деятельности промышленного предприятия [9] .

Основной особенностью кругооборота оборотного капитала в промышленности является наличие стадии производства (трансформации материальных ресурсов в готовую продукцию). Это обуславливает усложненную по сравнению с другими отраслями экономики систему планирования затрат для промышленной компании. Финансовый цикл промышленного предприятия включает в себя и стадию снабжения, и стадию реализации, и производственную стадию, что определяет специфику и усложненность бюджетного процесса в промышленности по сравнению с другими отраслями [10] .

На рис. 1 приведена бюджетная модель промышленного предприятия.

Рисунок 1 Бюджетная модель промышленного предприятия

Бюджетная модель ГРО

Для газораспределительной организации можно предложить бюджетную модель, приведенную на рис. 2.

В отличие от бюджетной модели для промышленного предприятия, бюджетная модель газораспределительной организации:

  • не имеет бюджета производства;
  • имеет особый механизм формирования бюджета инвестиций.

Специфика финансового цикла бюджетирования газораспределительных организаций заключается в фактическом отсутствии бюджета производства. Отсутствие бюджета производства связано с отсутствием стадии производства как стадии трансформации материальных ресурсов в готовую продукцию. Вместе с тем наблюдается наличие бюджета эксплутационных расходов, аккумулирующего все прямые расходы на содержание газового хозяйства и поддержание безаварийной работы газового оборудования.
Особенности деятельности газораспределительных организаций определяют специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла возобновления и увеличения основного капитала). Инвестиционная составляющая закладывается в стоимость реализуемой продукции посредством специальной надбавки к тарифу на транспортировку сетевого газа, имеющей целевой характер и направляемой на финансирование программы газоснабжения.

Рисунок 2 Бюджетная модель газораспределительной организации

Финансовые показатели ГРО

В качестве целевых финансовых показателей, характеризующих эффективность деятельности газораспределительных организаций можно предложить, например, следующую систему показателей (табл.2).

Показатель (Источник данных для расчета показателя) Подразделение /
Ответственный
Ликвидность (платежеспособность) предприятия (Бюджет движения денежных средств) Зам директора по экономике и финансам
Объемы инвестиционной деятельности (Инвестиционный бюджет)
Общая сумма накладных расходов (Бюджет накладных расходов)
Сумма налогов к уплате в бюджет (Бюджет по налогам)
Объем чистой прибыли (Бюджет доходов и расходов) Планово-экономическое управление
Рентабельность бизнесов (Бюджет продаж, Полная производственная себестоимость)
Доля сжиженного газа в структуре затрат ГРО (Бюджет продаж, Полная производственная себестоимость)
Отношение длины газораспределительной сети к объему поставляемого природного газа (Технический паспорт газотранспортного оборудования, Бюджет продаж)
Доля населения в объеме реализации природного газа (Бюджет продаж)
Чистые активы предприятия (Бюджет по балансовому листу)
Объем реализации газа (Бюджет продаж) Отдел реализации газа
Дебиторская задолженность покупателей (Бюджет дебиторской задолженности)
Объем реализации участка (Бюджет продаж участка) Начальник участка / Участок реализации газа
Сумма прямых затрат участка (Бюджет прямых затрат участка)
Сумма накладных затрат участка (Бюджет накладных затрат участка)
Объем строительства (Бюджет капитальных вложений) Строительно-монтажное управление
Сумма накладных затрат по строительству (Бюджет накладных расходов СМУ)
Сумма прямых расходов по строительству (Бюджет ТМЦ (стройматериалы), Бюджет прямых затрат труда)


При построении системы финансовых показателей, возникает проблема определения оптимального соотношения между показателями.

Необходимо учитывать, что зачастую показатели являются взаимоисключающими, и, оптимизируя один показатель, ухудшается другой. Разработанная система финансовых показателей должна соответствовать стратегическим целям предприятия. При этом необходимо учитывать, что стратегические цели предприятия могут касаться не только финансовых, но и нефинансовых показателей:

  • Показатели эффективности организации бизнес-процессов предприятия;
  • Показатели отношений с потребителями и поставщиками;
  • Показатели интеллектуального капитала предприятия.

Выводы

Система бюджетирования должна отражать специфику бизнес-процессов предприятия, только при этом условии бюджетирование будет являться эффективным инструментом управления.

Особенности ведения бизнеса накладывают определенные ограничения на подходы организации бюджетирования на предприятии. Для газораспределительных организаций требуется разработка оригинальной методики бюджетирования, определение бюджетной модели и показателей оценки эффективности деятельности.

Модель планирования и бюджетирования, предложенная для реализации в газораспределительных предприятиях, может быть адаптирована с минимальными затратами для предприятий, занимающихся тепло-, электро- и водоснабжением предприятий и населения.

Разработанная авторами бюджетная модель показала свою состоятельность и была успешно использована при постановке бюджетирования одной из крупнейших газораспределительных организаций Свердловской области ОАО "Свердловскоблгаз".


[1] Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования – М.: Финансы и статистика, 2003

[2] Компания Инталев, Методическое руководство «5 шагов к бюджетному управлению», версия 2.0, 2003.

[3] «Методика постановки бюджетного управления на предприятии» Казанцев К.А.// Налоговый навигатор №3. 2005.

[4] Афанасьев А., Особенности бюджетной модели компании Финансовый директор №3, март 2004.

[5] Щиборщ К.В., Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Дело и Сервис, 2001.

[6] «Правила учета газа», утверждены Минтопэнерго РФ 14.10.1996

[7] Постановление ФЭК РФ от 25 июля 2001 г. N 47/2 Об утверждении "методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации"

[8] Афанасьев А., Особенности бюджетной модели компании Финансовый директор №3, март 2004.

[9] Щиборщ К.В., Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Дело и Сервис, 2001.

[10] Щиборщ К.В., Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Дело и Сервис, 2001.