Бюджетирование в ОАО "Свердловскоблгаз": год эффективной работы

Внимание, откроется в новом окне! Печать

 

Опубликовано в журнале Газ России. 2005. №4.

Бюджетирование в России пока не является инструментом регулярного менеджмента не только для газораспределительных организаций (ГРО), но и для предприятий других отраслей промышленности. Вместе с тем, уже второй год система бюджетного управления успешно работает на предприятии ОАО "Свердловскоблгаз" [1]. После начала эксплуатации система претерпела определенные изменения, были модифицированы отчетные формы бюджетов и состав аналитических признаков управленческого учета. При этом остался неизменным основной принцип: бюджетирование осуществляется по территориальным центрам маржинального дохода (ТЦМД), организованным на базе территориально обособленных участков эксплуатации газового хозяйства.

Потребность ГРО в системах бюджетирования

Необходимость внедрения на газораспределительных организациях современных методов управления финансово-хозяйственной деятельностью, к которым, несомненно, можно отнести и бюджетирование, обусловлена непростыми условиями современного положения предприятий отрасли, функционирующих в условиях государственного регулирования с одной стороны и рыночного внешнего окружения с другой.

Во-первых, государственное регулирование тарифов на транспортировку природного газа ограничивает потребности ГРО. Для финансирования затрат, не признанных Федеральной службой по тарифам РФ необходимыми, предприятия вынуждены изыскивать внутренние резервы, в том числе экономить расходы, включенные в состав планируемых при утверждении размера тарифов.

Во-вторых, помимо основной - доходной деятельности по транспортировке природного газа, газораспределительные организации обязаны осуществлять снабжение населения сжиженным газом. Ценовая политика государства по сжиженным углеводородам такова, что в настоящее время деятельность ГРО по их реализации часто является убыточной. Так, например, убытки ОАО "Свердловскоблгаз" от реализации сжиженного газа населению Свердловской области в 2004г. составили более 12 млн. рублей. Существующая система компенсации убытков далека от совершенства, в результате субсидий и дотаций из различных бюджетов покрывается обычно не более 40% от реально понесенных убытков.

В-третьих, наличие категорий населения, имеющих льготы по оплате за пользование природным и сжиженным газом, приводит к тому, что сумма предоставленных льгот должна оплачиваться за счет бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Оплата льготируемых сумм производится с существенными задержками и не всегда в полном объеме.

В-четвертых, процедура утверждения тарифов производится ежегодно на следующий планируемый год и не может учесть издержки, необходимость в которых возникает у ГРО в ходе текущего года.

В-пятых, помимо регулируемых государством видов деятельности газораспределительные организации осуществляют так называемую "прочую деятельность", включающую в первую очередь услуги по проектированию газовых сетей и услуги по газификации, цены на которые уже диктуются рыночными отношениями. За счет прочей деятельности ГРО стремятся профинансировать свои потребности, не предусмотренные в регулируемых тарифах.

Кроме того, системы бюджетного управления должны учитывать особенности функционирования каждой ГРО, определяемые комплексом следующих факторов:

  • параметрами ГРО (протяженность сетей, объемы реализации услуг, количество потребителей, структура потребителей услуг);
  • соотношением объемов реализации природного и сжиженного газа;
  • уровнем квалификации и опытом работы управленческого персонала;
  • величиной цен и тарифов на газ;
  • климатическими условиями.

Организация бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз"

Автоматизированное бюджетирование в ОАО "Свердловскоблгаз", внедренное с помощью специалистов екатеринбургской аудиторской фирмы "Экономикс Бюро", построено на базе комплекса программных средств семейства "1С". Общая схема программно-технического комплекса, используемого для планово-экономической деятельности предприятия, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Организация информационных баз в ОАО "Свердловскоблгаз"

Ядром комплекса является система бюджетирования - программный продукт "Инталев: Корпоративные финансы ". Группой компаний "Инталев" в период с 11 июля по 21 июля 2005 г проводилось тестирование этого продукта на программно-аппаратных средствах Центра инноваций IBM [2]. Результаты тестирования, опубликованные на сайте www.intalev.ru, показывают, что "Инталев: Корпоративные финансы " может быть использован в условиях интенсивной внутренней работы компании при высокой оперативной нагрузке на систему и одновременном получении управленческой отчетности группой топ-менеджеров. Программой осуществляется собственно планирование и выдаются отчеты для план-фактного анализа деятельности предприятия. Планирование отдельных видов деятельности и отдельных бюджетных показателей допускается осуществлять в электронных таблицах MS Excel с последующей автоматической загрузкой в систему Инталев: Корпоративные финансы.

Программа учета объемов газа предназначена для учета плановых и фактических данных по реализации газа в натуральных и стоимостных показателях по группам потребителей. В бухгалтерской (учетной) системе ведется учет фактов хозяйственной деятельности предприятия с учетом необходимой управленческой аналитики.

Основные результаты внедрения системы бюджетирования

В течение первого года эксплуатации системы бюджетного управления основное внимание было уделено автоматизированной подготовке бюджета доходов и расходов, который сегодня разворачивается на отдельные относительно самостоятельные бюджеты:

  • сводный по предприятию бюджет доходов и расходов;
  • выручка и затраты по видам деятельности;
  • бюджеты продаж (реализация сетевого газа, сжиженного газа, прочая деятельность) по участкам и предприятию в целом;
  • бюджеты доходов и расходов ТЦМД (производственных участков);
  • бюджеты прямых, общехозяйственных, общепроизводственных, внереализационных и операционных расходов;
  • распределение расходов по видам деятельности, участкам и подразделениям;
  • бюджеты капитального строительства [1];
  • бюджет труда и заработной платы.

Одной из основных задач системы является организация автоматизированного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Реализованы как функции автоматизации планирования на основе данных предыдущих периодов (плановых или фактических), так и прогнозирование получаемых финансовых результатов с оценкой влияния на итоги того или иного показателя. Все плановые данные увязаны в едином информационном контуре, поэтому любые изменения какого-либо показателя повлекут за собой изменения связанных с ним результатов.

Отдельно следует упомянуть о наличии в системе функций по распределению накладных расходов. Система позволяет довольно гибко настраивать любые виды распределений как по аналогии с бухгалтерским учетом, так и только для целей управленческого учета. Имевшие место изменения бухгалтерской учетной политики, направленные на улучшение структуры учета, легко были учтены и в системе бюджетирования.

На предприятии сложилась следующая организация работы по автоматизированному бюджетированию.

  1. Составление годового плана с разбивкой по кварталам. Разработку плана на очередной календарный год удобно выполнять, опираясь на имеющиеся в системе данные о выполнении плана прошлого года, используя так называемую процедуру индексного планирования. Система позволяет вести многосценарное планирование, когда одновременно составляются и отслеживаются несколько сценариев плана, например, оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный в зависимости от ожиданий по объемам реализации газа и прогнозируемой величины тарифов.
  2. Составление плана на квартал с разбивкой по месяцам. Процедура индексного планирования позволяет с помощью корректировочных коэффициентов разбивать план на квартал. Для оперативных нужд формируются бюджеты с шагом планирования 1 месяц. Подобная организация плановой деятельности позволяет в рамках годового плана формировать основные ориентиры деятельности предприятия, а в оперативном сценарии - фиксировать все изменения и планировать детали.
  3. Ежемесячный перенос в систему бюджетирования фактических данных из бухгалтерской программы. Практика такого взаимодействия программных продуктов показала наличие еще одного полезного результата эксплуатации программы "Инталев: Корпоративные финансы": в процессе переноса дополнительно проверяется корректность данных бухгалтерского учета, что иногда позволяет устранять некоторые неточности и противоречия.
  4. Ежеквартальный план-фактный анализ. При необходимости анализ выполнения плана производится ежемесячно, за несколько месяцев и т.д., в зависимости от потребности в анализе того или иного вида деятельности за нужный период. Ежеквартальный план-фактный анализ выполняется по всей бюджетной структуре годового плана. В табл. 1. приведен для примера план-факт бюджета доходов и расходов ТЦМД "Асбестовский участок ОАО "Свердловскоблгаз" по основным видам деятельности за 2004г.

Подготовка отраслевых отчетных форм и таблиц для расчета тарифов

Кроме собственно автоматизации планирования финансово-хозяйственной деятельности, существующая система позволяет решать весьма актуальную и трудоемкую для многих ГРО задачу формирования отраслевых отчетных форм и обоснования экономически оправданных затрат, закладываемых в тарифы на транспортировку сетевого газа. В ОАО "Свердловскоблгаз" этот процесс в достаточной степени автоматизирован. Сегодня предусмотрена и используется возможность формирования следующих документов:

  • отчетная калькуляция по сжиженному газу - форма №6-ГЖ;
  • отчетная калькуляция по сетевому газу - форма №6-ГС;
  • отчетная калькуляция по прочей деятельности - форма № 6-П;
  • сведения об оказании жилищно-коммунальных услуг - форма № 22 ЖКХ;
  • приложение №2 к "Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" - сведения для расчета тарифов.

Планируется в дальнейшем получать с помощью системы бюджетирования и другие отчетные документы, предписанные, в частности, органами статистического наблюдения.

Таблица1. План-факт за 2004 г. Асбестовского участка ОАО "Свердловскоблгаз"

Показатели

 План

 Факт

 Откл, руб.

Сетевой газ

 Выручка без НДС

 28 558 983

 27 994 532

- 564 451

 Себестоимость

 34 875 864

 35 965 394

 1 089 530

 Прямые затраты

15 405 420

15 745 182

339 763

 Стоимость газа

6 531 516

6 273 183

-258 333

 Услуги вспомогательных служб

1 484 265

1 954 174

469 909

 Общепроизводственные расходы

5 863 468

5 934 036

70 568

 Общехозяйственные расходы

5 591 195

6 058 818

467 623

 Валовая прибыль по сетевому газу

- 6 316 880

- 7 970 862

- 1 653 981

Сжиженный газ

 Выручка без НДС

 1 467 964

 1 303 743

- 164 221

 Себестоимость

 2 852 267

 2 914 759

 62 492

 Прямые затраты

1 404 710

1 554 491

149 781

 Стоимость газа

693 157

589 606

-103 552

 Услуги вспомогательных служб

182 292

240 251

57 959

 Общепроизводственные расходы

274 575

243 194

-31 381

 Общехозяйственные расходы

297 534

287 218

-10 316

 Валовая прибыль по сжиженному газу

- 1 384 304

- 1 611 016

- 226 712

Прочие услуги

 Выручка без НДС по услугам

 643 894

 1 040 282

 396 387

 Себестоимость прочих услуг

 382 379

 576 679

 194 300

 Услуги вспомогательных служб

-

 -

 -

 Общепроизводственные расходы

115 749

176 390

60 642

 Общехозяйственные расходы

126 040

224 527

98 488

 Валовая прибыль по услугам

 261 516

 463 603

 202 087

 В С Е Г О В Ы Р У Ч К А без НДС

 30 670 842

 30 338 557

- 332 285

 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

 38 110 510

 39 456 832

 1 346 322

 В А Л О В А Я П Р И Б Ы Л Ь (убыток)

- 7 439 668

- 9 118 275

- 1 678 607


Показатели эффективности деятельности ТЦМД

Критерии оценки деятельности ГРО в целом по транспортировке природного газа могут быть естественным образом сформированы сравнением плановых, учтенных в утвержденных тарифах показателей, с реально достигнутыми результатами. Необходимость разработки новых методов оценки эффективности отдельных ТЦМД связана с объективными причинами. Дело в том, что усреднение тарифов в целом по ГРО в результате государственного регулирования доходов неизбежно приводит к убыточности эксплуатации отдельных групп газовых сетей, компенсируемой за счет доходов других участков. Так из табл.1 видно, что в целом по Асбестовскому участку предприятие получило убыток. Этот факт ни в коей мере нельзя объяснять плохой работой коллектива участка, поскольку структура потребителей газа на его территории такова, что средние для ГРО тарифы приводят к видимой убыточности.

Для контроля над эффективностью деятельности отдельных ТЦМД в ОАО "Свердловскоблгаз" предполагается введение показателя "внутренний тариф ТЦМД" позволяющий оценивать сравнительную эффективность как планово убыточных, так и прибыльных центров маржинального дохода ГРО. Внутренний тариф может быть определен, если разложить участвующие в обосновании тарифов ГРО показатели на все территориально обособленные участки эксплуатации газового хозяйства.

Бюджетирование инвестиционной деятельности

Отдельно остановимся на специфике инвестиционной деятельности газораспределительных организаций. Поскольку создание новых или расширение и модернизация старых производств различных отраслей является процессом постоянным и непрерывным, то промышленности объективно необходимо расширение и строительство новых коммуникаций, в том числе систем газоснабжения. Постоянное развитие жилищного и промышленного сектора также требует прокладки новых газопроводов. Поэтому одним из обязательных условий существования и процветания любой газораспределительной организации является как содержание основных средств в соответствующем состоянии, так и постоянное строительство новых газопроводов. Можно сказать, что постоянное расширение охвата газоснабжением территорий является способом существования газораспределительных организаций. В силу сказанного, бюджетному управлению строительной деятельности в организациях газораспределения должно уделяться не меньше внимания, чем собственно бюджетированию транспортировки газа. Поэтому с помощью системы бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз" составляются и контролируются бюджеты капитального строительства газовых сетей. Источниками финансирования строительства служат собственные средства и средства, получаемые за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку природного газа. В течение первого года эксплуатации системы бюджетирования аналитический учет затрат на капитальное строительство был расширен. Теперь имеется возможность анализа расходов не только по объектам строительства, статьям и элементам затрат, но и по подразделениям, ответственным за понесенные расходы.

Автоматизация производственных процессов

В заключение следует отметить, что на предприятии уделяется должное внимание не только совершенствованию процессов управления, но и автоматизации производственных процессов. В настоящее время в ОАО "Свердловскоблгаз" разработана и внедряется комплексная программа формирования и ведения электронной карты сети газоснабжения природным газом. Данная программа, включающая в себя паспортизацию газопроводов и комплекс гидравлических расчетов, позволит не только повысить точность диагностики, снизить затраты на ремонт и на эксплуатацию сетей, сократить сроки диагностики и ремонта, но и предвидеть "узкие места", более точно прогнозировать и планировать будущие затраты на ремонт и модернизацию газопроводов. Действительно, она позволяет прогнозировать, например, нехватку давления на удаленных участках вследствие расширения сети, что, возможно, повлияет на планирование строительства закольцовок или на необходимость переукладки участков газопроводов с использованием труб большего диаметра. Наличие данной программы позволяет просчитывать различные сценарии развития сети на много лет вперед. Благодаря программе прогнозируется возможность аварийных ситуаций на газопроводах, оборудовании и сооружениях, таким образом, полностью удовлетворяются требования МЧС РФ.

Одним из перспективных направлений инвестирования капитала в газораспределении является телемеханизация, также призванная повышать надежность и снижать аварийность газоснабжения. Так ОАО "Свердловскоблгаз" планирует к 2007г. за счет специальной инвестиционной надбавки к тарифам на транспортировку газа телемеханизировать все газорегуляторные пункты (ГРП) одного из производственных участков. В результате диспетчер аварийной службы в режиме "он-лайн" сможет наблюдать за показаниями датчиков давления газа на входе и на выходе, температуры, открытия/закрытия дверей и т.п. Благодаря этому решения будут приниматься оперативно, например, поскольку падение давления может свидетельствовать об аварии, ликвидировать ее будет проще и дешевле, возможно, даже без отключения потребителей.

Список литературы

  1. Казанцев К.А., Пермяков В.Г. Автоматизация бюджетирования ОАО "Свердловскоблгаз" // Газ России. 2004. №2.
  2. "Корпоративные финансы" в IBM. Результаты тестирования //Компания Инталев http://www.intalev.ru/news/?uin=896

[1] Формально бюджет капитального строительства относится больше к инвестиционному бюджету, но при внедрении бюджетирования на конкретном предприятии пришлось несколько отойти от классических канонов бюджетирования.