Исправление документов прошлых периодов в программе «1С: Зарплата и управление персоналом 8»

Исправление документов прошлых периодов в программе «1С: Зарплата и управление персоналом 8»

Внимание, откроется в новом окне! Печать

Опубликовано в журнале "Налоговый навигатор". 2009. №22

При решении расчетных задач в «1С: Зарплата и управление персоналом 8» (далее 1С ЗУП 8) нередко возникает ситуация, когда требуется внести исправления в документы начисления заработной платы. При этом непосредственное изменение этих документов невозможно: период уже «закрыт», регламентированная отчетность сдана в соответствующие инстанции. Для удобного, быстрого и, самое главное, корректного исправления документов прошлых периодов в системе 1С ЗУП 8 имеются соответствующие инструменты.

Возможные способы исправления расчетов в программе приведены в Таблице 1.

Таблица 1 Способы внесения исправлений в документы в 1С ЗУП 8


Способ

Описание

1

Сторнирование документов

Полностью аннулируется документ прошлого периода, для внесения исправлений создается новый расчетный документ за прошлый период, при этом связь с исправленным документом не хранится

2

Механизм исправления документов

Автоматически сторнирует расчеты одного или нескольких сотрудников исправляемого документа и формирует строки начислений для «правильного» расчета. Устанавливается связь между исправленным документом и документом-исправлением

3

Механизм перерасчета

Механизм проверки необходимости перерасчета начислений в прошлом или текущем периоде при изменении взаимозависимых видов расчетов. Если требуется перерасчет, позволяет выполнить или перерасчет документа, или оформление документа-исправления (п.2).

4

Механизм вытеснения

Автоматически сторнирует часть начислений прошлого периода при оформлении нескольких взаимоисключающих начислений в один и тот же период.

5

Перерасчет государственных пособий

Специальный механизм для пересчета государственных пособий, позволяет автоматически оформить документы-исправления.

Сторнирование расчетных документов

В случае, когда требуется полностью аннулировать расчетный документ, проведенный в прошлом периоде, в системе 1С ЗУП 8 используется документ «Сторнирование». При оформлении этого документа пользователем указывается вид и выбирается конкретный сторнируемый документ (рис.1). При проведении документа-сторнирования в регистры записывают те же данные, что и сделанные сторнируемым документом, но со знаком минус и в другом периоде.

Если по каким-либо причинам принято решение отказаться от сторнирования расчетного документа, в соответствующем документе "Сторнирование" достаточно очистить поле «Документ».

Рисунок 1 Сторнирование документа

В последних версиях 1С ЗУП 8 реализован специальный механизм исправления расчетных и кадровых документов. С помощью этого механизма исправлений неверный документ достаточно просто «исправить», т.е. начислить правильные суммы, при этом «сторнирование» неверных расчетов производится механизмом исправления автоматически, дополнительного сторнирования не требуется. Список документов, для которых реализован механизм «исправлений» приведен в таблице (табл.2).

Таблица 2 Документы, для которых реализован механизм исправления


Наименование документа

1

Расчетные документы (с версии ЗУП 2.5.10)

1.1

Начисление зарплаты работникам организаций

1.2

Регистрация разовых начислений работников организаций

1.3

Регистрация разовых удержаний работников организаций

1.4

Премии работников организаций

1.5

Оплата праздничных и выходных дней организаций

1.6

Оплата сверхурочных часов

1.7

Начисление по больничному листу

1.8

Начисление отпуска работникам организаций

1.9

Оплата по среднему заработку

1.10

Невыходы в организациях

1.11

Регистрация простоев работников организаций

1.12

Расчет при увольнении работника организаций

1.13

Начисление единовременных пособий за счет ФСС

1.14

Начисление дивидендов организаций

2

Кадровые документы (с версии ЗУП 2.5.17)

2.1

Прием на работу в организацию

2.2

Кадровое перемещение организаций

2.3

Увольнение из организаций

2.4

Отпуска организаций

2.5

Возврат на работу организаций

2.6

Командировки организаций

2.7

Неявки и болезни организаций

2.8

Отпуск по уходу за ребенком

2.9

Изменение условий оплаты отпуска по уходу за ребенком

Для внесения исправлений в документах прошлых периодов появилась кнопка «Исправить» (рис. 2). В документах, содержащих расчеты нескольких сотрудников, например, документах "Начисление зарплаты работникам организаций", пользователю предлагается возможность исправить расчеты текущего (выбранного в табличной части) сотрудника, весь документ сразу или дополнительно отобрать перечень сотрудников, расчеты которых следует исправить. Таким образом, один и тот же документ "Начисление зарплаты работникам организаций" может быть исправлен несколько раз по мере выявления расчетных ошибок. Для документов, оформляемых на одного сотрудника (например, документы, регистрирующие начисления, рассчитываемые по среднему заработку) возможно только полное исправление.

Рисунок 2 Исправление документа «Начисление зарплаты»

В "исправленных" документах имеется возможность перейти к документу-исправлению, посмотреть список таких документов, а также отменить исправление.

По команде «Исправить» механизмом исправлений создается новый документ-исправление:

  • Для документов, оформляемых на одного сотрудника, создается «нерассчитанная» копия документа с текущим периодом регистрации. Пользователю предлагается внести необходимые изменения в расчетные данные документа и провести расчет. При этом в соответствующей табличной части документа («Начисления» или «Оплата»), кроме обычных строк расчета начислений, добавляются еще сторно-записи исправляемого документа.
  • Для документов, содержащих расчеты нескольких сотрудников, в документ-исправление формируется по две строки на каждую исправляемую: строка-сторно (заблокированная от изменений) и новая нерассчитанная строка. Пользователю предлагается в каждой новой строке исправить исходные расчетные данные и провести стандартную процедуру расчета.

После записи документа-исправления исходный документ блокируется. В табличных частях исходного документа строки с исправленными сотрудниками выделяются серым цветом и становятся недоступными для повторного исправления. О том, что документ исправлен или является исправлением, сообщается в информационной строке документа. Между исправленным документом и документами-исправлениями устанавливается связь. По ссылкам в документах можно открыть связанные документы (документы-исправления или исправленный документ соответственно).

По команде «Отменить исправление» документ-исправление помечается на удаление и связь между ним и исходным документом удаляется.

Механизм перерасчетов

Рассказывая об исправлениях расчетных документов, нельзя не упомянуть о механизме перерасчета. При проведении расчетных документов система отслеживает, имеются по сотрудникам «связанные» начисления в рассчитанном периоде. Если такие начисления найдены, автоматически делается пометка о необходимости их перерасчета.


К сведению: настройка связи между начислениями устанавливается в форме настройки начисления на закладке «Прочее» в табличной части «Ведущие»: в ней указываются те виды расчета, при изменении которых будет сделана пометка о необходимости перерасчета настраиваемого начисления.

Например, у работника в прошлом месяце сменился размер оклада, но в расчетных документах изменение оклада по какой-либо причине не отражено. С помощью документа-исправления в текущем месяце выполнено доначисление по окладу. Но в прошлом месяце на этого работника был оформлен документ «Премии сотрудникам организации», которым ему была начислена премия процентом от оклада. При проведении документа-исправления системой автоматически будет сделана запись о том, что база для расчета премии изменилась и возможно требуется выполнить перерасчет.

Для проверки необходимости перерасчета расчетных документов, а также выполнения перерасчета документов текущего и прошлых месяцев в системе 1С ЗУП 8 используется специальная обработка «Перерасчет зарплаты организации» (Рис. 3).

В табличную часть обработки выбираются все документы, требующие перерасчета. Можно производить групповые операции с документами, отмечая обрабатываемые документы «галочками». С помощью кнопок выделения на панели действий можно отметить все документы, снять отметку со всех документов, а также отметить с отбором по работникам или подразделениям.

Рисунок 3 Обработка «Перерасчет зарплаты организации»

С выделенными документами можно провести следующие операции:

  • Выполнить перерасчет документов. При выполнении этой операции производится выполнение процедуры расчета для отмеченных документов, с последующей записью и проведением. Выполнение этой процедуры рекомендуется только для расчетных документов текущего периода.
  • Создать документы для перерасчета в текущем периоде. При выполнении этой операции для каждого отмеченного документа создается документ-исправление, который заполняется описанным выше механизмом исправления и показывается на экране. Каждый документ-исправление можно откорректировать, рассчитать и провести.
  • Отказаться от перерасчета документов. При выполнении этой операции удаляются записи о необходимости перерасчета отмеченных документов.

Регламентную обработку «Перерасчет зарплаты организации» рекомендуется использовать:

  • после оформления всех расчетных документов за текущий период перед расчетом налогов («Расчет ЕСН») и отражение в регламентированном учете для проверки и восстановления правильной последовательности проведения расчетов;
  • после оформления документов-исправлений расчетов прошлых периодов для выявления и перерасчета документов, на которые повлияли результаты расчета документов-исправлений.

Механизм вытеснения

Иногда возникают ситуации, при которых нужно отменить часть начислений прошлых периодов. Обычно такие ситуации возникают при запаздывании документов, подтверждающих неявки работников. Например, расчетчику «задним числом» поступает приказ на отпуск, начинающийся в прошлом периоде. При проведении расчета отпуска расчетчик должен удержать зарплату сотрудника, начисленную за период отпуска в прошлом периоде.

Для определения того, какие виды расчета влияют друг на друга и не могут действовать одновременно, в системе 1С ЗУП 8 существует понятие «вытесняющих» видов расчета. В рассмотренном примере отпуск должен «вытеснить» явку. В системе это указывается следующим образом: при настройке вида расчета «Оплата по часовому тарифу» на закладке «Прочее» в табличной части «Вытесняющие начисления» нужно указать вид расчета «Оплата отпуска по календарным дням».

При правильной настройке вытесняющих начислений удержание производится автоматически при расчете документов. Удерживаются части сумм «вытесненного» начисления, а также части сумм начислений, для которых «вытесненное» является базовым.


Внимание! Механизм вытеснения работает только для начислений ПРОШЛЫХ периодов. При пересечении дат начислений в текущем периоде, например при оформлении больничного после расчета зарплаты, требуется выполнить проверку и перерасчет с помощью механизма перерасчетов.


Перерасчет государственных пособий

В российской практике нередки ситуации, когда изменения в законодательство вносятся «задним» числом. В частности, «Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ» был установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 01.01.2009 равным 1,13 (вместо действующего размера индексации 1,085).В этом случае необходимо пересчитать и выплатить получателям пособий разницу за прошедшие с момента индексации  месяцы.

Рисунок 4 Обработка «Индексация и перерасчет государственных пособий», раздел индексация пособий

Актуальные размеры государственных пособий обычно изменяются в системе 1С ЗУП 8 при обновлении версии конфигурации. Но начиная с версии 2.5.14, в систему добавлен механизм индексации и перерасчета государственных пособий, позволяющий пользователям индексировать размеры пособий самостоятельно, не дожидаясь обновления.

Для проведения индексации размеров пособий используется гиперссылка «Индексировать пособия на детей»в форме списка регистра сведений «Государственные пособия» (рис.4).

Коэффициент индексации пособий и дата, с которой он применяется, указываются в левой табличной части. При этом размеры пособий в правой табличной части автоматически рассчитываются на основании указанных коэффициентов.

При выполнении операции «Записать результаты индексации» будет вызвана обработка «Индексация и перерасчет государственных пособий гражданам, имеющих детей» (рис.5). Эту же обработку можно вызвать с помощью меню программы.

На форме обработки необходимо указать период, за который выполняется проверка, а также месяц, в котором будут доначислены пособия. После нажатия кнопки «Заполнить» в табличную часть будут выведена информация о пособиях работникам всех организаций, требующие перерасчета. При выполнении команды «Записать результаты перерасчета» система с помощью описанного выше механизма исправлений создает документы-исправления, рассчитывает и проводит их автоматически.

Рисунок 5 Обработка «Индексация и перерасчет государственных пособий», раздел перерасчет пособий