Отражение изменений 2010 года при подготовке данных персонифицированного учета в «1С: Зарплата и управление персоналом 8

Добавил(а) Казанцев К.А., Казанцев А.П.

Печать

В соответствии с последними изменениями законодательства, внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, с 2010 г. изменяются сроки предоставления страхователями индивидуальных сведений персонифицированного учета. Так теперь страхователи обязаны предоставлять сведения персонифицированного (индивидуального) учета до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом в 2010 г. в качестве переходного периода установлены иные сроки предоставления индивидуальных сведений - плательщики, производящие выплаты физическим лицам, обязаны предоставить в ПФР отчетность для персонифицированного учета в срок до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. Таким образом, в 2010 г. страхователи будут отчитываться два раза, а уже с 2011 – четыре раза (ежеквартально).
Кроме изменения сроков сдачи отчетности, преобразования затронули и формы отчетности по персонифицированному учету. По новым формам все организации будут впервые сдавать индивидуальные сведения за 1 полугодие 2010 года.
Далее в статье будут рассмотрены основные изменения в новых формах персонифицированной отчетности, и каким образом произошедшие изменения персонифицированного учета отражены в программе «1С: Зарплата и управление персоналом 8» (далее 1С: ЗУП8).

Изменения форм отчетности персонифицированного учета с 2010 года

Начиная с отчетности за 1 полугодие 2010 года, по персонифицированному учету появились новые формы (см. табл.1). К моменту написания статьи новые формы еще не были официально опубликованы и находились на согласовании в Минздравсоцразвития. Отметим, что данные формы доступны на официальном сайте ПФР (pfrf.ru) и именно по этим формам реализовано формирование отчетности в экономических программных продуктах фирмы «1С».

Таблица 1. Формы отчетности персонифицированного учета (с 2010 года)

Наименование формы

Условное обозначение

В сравнении со «старыми» формами отчетности

1

Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица

СЗВ-6-1

В целом представляется собой аналог ранее применявшейся формы СЗВ-4-1

2

Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц

СЗВ-6-2

В целом представляется собой аналог ранее применявшейся формы СЗВ-4-2

3

Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР

АДВ-6-3

Является некоторым аналогом формы АДВ-6-1. Формируется только для пачек документов индивидуальных сведений СЗВ-6-1.

4

Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР

АДВ-6-2

Является некоторым аналогом формы АДВ-11, однако в отличие от АДВ-11 не содержит итоговых остатков по расчетам с ПФР. Содержит сведения в целом по страхователю и сопровождает пачки документов и реестров входящих сведений АДВ-6-3, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2.

Как видно из табл.1 на смену форм СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, АДВ-6-1, АДВ-11 пришли формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2 соответственно. Авторы статьи отмечают следующие основные изменения «по существу», которые произошли в новых формах:

Изменения в подготовке данных персонифицированного учета в программе "1С: Зарплата и управление персоналом 8"

Поддержка сведений персонифицированного учета по новым формам реализована для типовой конфигурации "1С: Зарплата и управление персоналом 8" начиная с версии 2.5.25.

Новые формы отчетных сведений индивидуального (персонифицированного) учета разработаны на базе старых документов:

  1. Документ "Передача СЗВ-4 в ПФР" переименован в "Опись сведений АДВ-6-2 (до 2010 года - Ведомость уплаты АДВ-11)" (рис.1). С помощью данного документа могут быть автоматически сформированы отчетные сведения персонифицированного учета, которые далее могут быть проверены с помощью "CheckXML" и выведены на печать и/или записаны на диск для сдачи отчетности в электронном виде. Данный документ позволяет формировать сведения по старым и новым формам, это зависит от периода, за который формируются сведения.

    Кнопка "Сформировать сведения за отчетный период" позволяет автоматически сформировать сведения о стаже всех сотрудников организации, создать необходимые пачки сведений (разделяя сотрудников по пачкам в зависимости от категорий застрахованного лица и стажа работы) и занести их в табличное поле формы документа.

    Кнопка "Заполнить - Суммы взносов" позволяет при необходимости автоматически перезаполнить суммы начисленных и уплаченных взносов по данным информационной базы.

    По кнопке "Печать" все необходимые печатные формы отчетности будут выведены на экран и доступны для вывода на печатающее устройство.

  2. Опись сведений АДВ-6-2 (до 2010 года - Ведомость уплаты АДВ-11)

    Рисунок 1 Документ "Опись сведений АДВ-6-2 (до 2010 года - Ведомость уплаты АДВ-11)

  3. Документ "Сведения о страховом стаже и взносах СЗВ-4" изменил наименование на "Сведения о страховых взносах и стаже застрахованных лиц (СЗВ-4, СЗВ-6)" (рис.2).

    Сведения о страховых взносах и стаже застрахованных лиц (СЗВ-4, СЗВ-6)

    Рисунок 2 Документ "Сведения о страховых взносах и стаже застрахованных лиц (СЗВ-4, СЗВ-6)"

    Данный документ может быть сформирован как автоматически, например, при помощи предыдущего документа "Сведения о страховых взносах и стаже застрахованных лиц (СЗВ-4, СЗВ-6)", так и вручную. Отметим, что при ручном создании документа разнесение данных по категориям застрахованных лиц, страховом стаже и начисленным и уплаченным суммам пользователю придется разносить и контролировать самостоятельно.

    Для ручного редактирования данных о стаже, также как и в предыдущей версии, в документе можно воспользоваться кнопкой , которая вызывает специальную обработку "Ввод данных СЗВ" (рис.3).

    Ввод данных СЗВ

    Рисунок 3 Обработка "Ввод данных СЗВ"

    Ручное редактирование автоматически сформированных данных о стаже физических лиц может понадобиться, например, в следующих случаях:

    • Если застрахованное лицо по роду работы имеет различные условия труда, причем невозможно выделить календарный период работы в особых или вредных условиях труда;
    • Если менялись условия труда и изменения не были оформлены соответствующими документами;
    • Если законодательство предусматривает льготный порядок исчисления стажа в соответствии с помесячным учетом фактически отработанного времени (например, для водолазов), а также в условиях повышенного атмосферного давления, данное время указывается с помесячной разбивкой.

Стандартная последовательность по автоматическому заполнению данных персонифицированного учета в программе

В общем случае, может быть предложена следующая последовательность действий по формированию отчетности в ПФР с использованием программного продукта 1С: ЗУП8:

  1. Расчет страховых выплат и документов, регистрирующих страховой стаж, за отчетный период (документы "Начисление заработной платы", "Начисление страховых взносов", "Уплата страховых взносов", документы, регистрирующие отклонения в работе "Начисления по больничному листу", "Отпуск по уходу за ребенком", "Невыходы в организациях" и т.п.).
  2. Подготовка сведений персонифицированного учета для передачи в ПФР (документ " Опись сведений АДВ-6-2 (до 2010 года - Ведомость уплаты АДВ-11)", формирование пачек СЗВ-6 и их проведение).
  3. Проверка и корректировка недостоверных сведений (обработка Подготовка данных ПФР, проверка в CheckXML). В качестве проверяемых значений обычно выступают:
    • Проверка заполнения страхового номера;
    • Проверка заполнения адреса для информирования физического лица;
    • Проверка заполнения адреса регистрации физического лица;
    • Проверка пола, даты и места рождения физического лица;
    • Проверка данных о стаже работы;
    • Соответствие начисленных и уплаченных взносов всего по организации сумме взносов по каждому физическому лицу.

    При необходимости корректировки данных о страховых взносах и страховом стаже вносятся исправления либо в документы по расчету заработной платы, начислению и уплате страховых взносов и кадровых отклонениях (более предпочтительный вариант), либо напрямую в документы по сведениям о страховых взносах (при невозможности добиться автоматического правильного отражения данных о страховом стаже и взносах).

  4. Печать отчетности и/или формирование данных в электронном виде в формате XML (документ " Опись сведений АДВ-6-2 (до 2010 года - Ведомость уплаты АДВ-11)").

Отдельные ошибки при формировании данных персонифицированного учета

Авторы отмечают следующие распространенные ошибки, встречающиеся при формировании данных персонифицированного учета:

Спорные вопросы при формировании данных персонифицированного учета

Также авторы выделяют отдельные ситуации, по которым могут возникнуть разногласия при сдаче отчетности в ПФР:

По мнению авторов статьи, все спорные вопросы следует уточнять в конкретном территориальном управлении пенсионного фонда (в котором предприятие стоит на учете) и производить заполнение персонифицированных данных согласно полученным разъяснениям. Для отражения подобных ситуаций в программе 1С имеется возможность ручной корректировки данных персонифицированного учета.